Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
36, С. 254-257 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Козельщанский) (Кременчугской и Лубенской епархии УПЦ), находится в пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл. (Украина). Основан в 1885 г. первоначально как жен. община гр. В. И. Капнистом (внуком известного поэта и драматурга В. В. Капниста) в с. Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ.- родовом имении его супруги гр. С. М. Капнист (урожд. Остроградская; † 1861). 21 февр. 1881 г. их старшая дочь, девица Мария Владимировна († 1921), исцелилась после молитвы перед родовой святыней Козельщанской иконой Божией Матери. По благословению Полтавского и Переяславского архиеп. Иоанна

Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Фотография. 2011 г.
Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Фотография. 2011 г.

Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Фотография. 2011 г.
(Петина) гр. Владимир Иванович устроил в саду Козельщинского имения временную часовню, в к-рую 23 апр. 1881 г. перенес чудотворный образ, украшенный позолоченной рамкой с эмалью (Москва, 1881). Ежедневно 2 священника, чередуясь, совершали перед иконой молебны с акафистом Божией Матери. По воспоминаниям, «хор певчих, устроенный графиней Софьей Михайловной Капнист, стройно пел священные песни; сам граф почти что постоянно присутствовал среди народа и с помощью полиции устанавливал порядок при целовании народом святого образа». К чудотворному образу приходило множество богомольцев, совершались исцеления, порой тяжелобольных везли на подводах, несли и вели под руки. 4 июля того же года в Козельщину прибыла комиссия для исследования чудес от иконы. 8 сент. 1881 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы, по благословению оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) в полукилометре от имения был заложен 1-й камень в основание буд. церкви. Храм Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя равноап. Марии Магдалины и колокольней возвели на средства графа и многочисленные пожертвования. 7-9 сент. 1882 г. состоялось его освящение, которое возглавил архиеп. Иоанн. В 1883 г. при церкви имелись квартира для причта, помещения для богомольцев, больница и аптека. В 1884 г. причт состоял из настоятеля-протоиерея, священника, диакона и 2 псаломщиков, один из к-рых являлся и регентом хора.

1 марта 1885 г., после ходатайства гр. Капниста, Синод благословил учредить при Богородице-Рождественском храме общину с больницей, богадельней и школой. 29 апр. того же года указом Синода начальницей общины стала мон. Олимпиада (Дмитриева Елена Андреевна; † 1915). 3-4 июня 1886 г. мон. Олимпиада с 20 послушницами прибыла в Козельщину из Красногорского Иоанно-Богословского мон-ря Золотоношского у. Полтавской губ.; состоялись торжественное открытие общины, которое возглавил Полтавский еп. Иларион (Юшенов), а также перенесение Козельщанской иконы из часовни в церковь. К нач. 90-х гг. XIX в. был изготовлен серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и жемчугом, к-рый возлагали на икону в дни больших церковных праздников.

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря. Фотография. 2010 г.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря. Фотография. 2010 г.

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря. Фотография. 2010 г.
В 1887-1888 гг. в обители были построены каменные странноприимный корпус для бедных богомольцев, дом церковного причта, ограда, а также 2-этажный келейный корпус (1887-1890) с зимней домовой церковью. 21 окт. 1890 г. еп. Иларион освятил левый придел во имя мц. Елисаветы, а 15-16 февр. 1891 г.- всю церковь в честь Преображения Господня и правый придел - во имя свт. Николая Чудотворца. Архиерею сослужили настоятель полтавского в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря архим. Виталий, ректор Полтавской ДС, кафедральный протоиерей и др. Преображенский храм примыкал к центру вост. фасада келейного корпуса, основная его часть высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; в углах этого креста - одноярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; приделы храма расположены в 2 зап. пристройках, и входы в них сделаны прямо из корпуса.

В 1888 г. при общине основана иконописная школа, 1-м учителем к-рой стал мастер Г. М. Глущенко, крестьянин из дер. Карловка Кобелякского у. Полтавской губ. Одновременно устроили 2-классную церковноприходскую женскую школу с б-кой. К кон. XIX в. в школе обучались ок. 60 чел.; при ней имелось общежитие на 30 девочек; бедные дети и сироты состояли на полном содержании общины. В школе помимо общеобразовательных предметов девочкам преподавали основы кулинарии, рукоделие и рисование. 17 окт. 1888 г. мон. Олимпиада ходатайствовала перед еп. Иларионом об учреждении при обители одноклассной церковноприходской школы для мальчиков - в «ознаменование особенной милости Божией, сохранившей жизнь» имп. Александра III с семьей при крушении поезда на ст. Борки. 21 нояб. того же года еп. Иларион прибыл в К. м. на открытие муж. школы, назначив законоучителем священника.

Указом Синода от 31 окт. 1890 г. община была возведена в степень нештатного общежительного мон-ря «с оставлением при нем причта в составе трех священников, двух диаконов и двух псаломщиков». 17 февр. 1891 г. состоялось торжественное открытие К. м., литургию и водосвятный молебен возглавил Полтавский еп. Иларион в сослужении полтавского архим. Виталия, 6 протоиереев, 3 священников, 2 иеромонахов. Среди гостей были настоятельницы Белгородского девичьего мон-ря игум. Людмила, Орловского жен. мон-ря игум. Моисея, а также Красногорского Иоанно-Богословского мон-ря игум. Олимпиада, 1-я начальница Козельщинской общины.

Первой настоятельницей К. м. стала игум. Агния (Щербачова Александра Николаевна), к-рой ранее митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предсказал: «Будет игумениею». К 1891 г. в обители проживали более 100 сестер. Вскоре К. м. возглавила игум. Олимпиада I (Дмитриева), бывш. настоятельница Красногорского мон-ря. К. м. располагал капиталом в 50 тыс. р., собранным и переданным гр. Капнистом, и 80 дес. 1850 кв. саж. пахотной и усадебной земли, подаренными его супругой. В том же году мон-рю был пожалован хутор с 20 дес. земли. В нач. XX в. недалеко от К. м., в Кременчугском у., на берегу р. Псёл, находилась монастырская дача-скит Обиток (Обиточек) с ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (близ мест. Потоки Кременчугского у. Полтавской губ.). В скиту проживали ок. 15 сестер.

25 июля 1900 г. было освящено место для постройки каменного монастырского собора, 10 окт. того же года еп. Иларион совершил его закладку (автор проекта - полтавский епархиальный архит. С. В. Носов). Работами по строительству храма руководил подрядчик В. Таранушенко. Из Кременчуга по железной дороге доставили серый гранит для фундамента, из Москвы - кровельное листовое железо. Монастырский кирпичный завод увеличил производство кирпича. Только в 1904 г. 16 рабочих изготовили 297 тыс. штук кирпича. 4-5 мая 1904 г. обитель посетили имп. Николай II и вел. кн. Михаил Александрович, поклонились Козельщанскому образу Божией Матери, пожертвовали крупную сумму на убранство строившегося собора и 500 р.- на монастырские школы.

23-24 июля 1906 г. собор был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, приделы - во имя равноап. Марии Магдалины и св. Олимпиады К-польской. Семикупольный собор, крестообразный в плане, имел в длину 37 м, в ширину - 30,5, в высоту (с крестом главного купола) - 38 м. С зап. стороны собор соединялся с колокольней. С 3 сторон имелись входные порталы с гранитными ступенями. Главный портал с зап. стороны открытый, под железным навесом, а боковые сделаны в виде тамбуров с 3 дверями в каждом. С зап. стороны у входа в собор крепились 2 мраморные доски с надписями о посещении собора в 1904 г. имп. Николаем II и о сооружении храма в 1900-1906 гг.

По инициативе игум. Олимпиады I в храме был установлен иконостас, изготовленный в мастерской Э. Р. Менциони в Ростове-на-Дону из белого мрамора, а колонны и призматические вставки на фризах и панелях выполнены из зеленого бразильского оникса. Арка над царскими вратами имела мозаичный декор. Медные позолоченные царские врата и боковые двери украшал узор чрезвычайно тонкой работы. Все 89 икон иконостаса были написаны в Москве, в мастерской В. П. Гурьянова. Балюстрада с солеей была изготовлена из белого мрамора и оникса. С зап. стороны по всей ширине собора были устроены хоры, укрепленные на двутавровых балках, снизу они поддерживались 2 железными столбами. Собор освещали 4 бронзовых паникадила: 2 крупных - на 52 свечи и 2 меньших - на 20 свечей каждый. В целом внутреннее убранство собора оформлено по проекту киевского худож. Н. И. Мурашко. После сооружения нового храма старая Богородице-Рождественская ц. (1882) была разобрана и перенесена в Екатеринославскую губ.

За труды по сооружению собора игум. Олимпиада была награждена крестом с бриллиантовым украшением. Др. важным делом игумении стала прокладка водопровода. Сестрам и многочисленным паломникам требовалось значительное количество питьевой воды. В 1905 г. приглашенный инженер Погорелко разработал оригинальный проект с использованием ветряного двигателя и соорудил водопровод. В мон-ре построили также каменную столярную мастерскую (1904-1906), кирпичные дом на скотном дворе (1905), овин (1906), 2-этажное помещение в юж. части двора, включавшее кельи, иконную и проскурную лавки (1908), деревянный дом для больницы, 2-этажный каменный корпус для мужской школы и аптеки (1909), прачечную (1911).

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. при К. м. был открыт лазарет на 10 коек. Больные и раненые находились на полном содержании мон-ря, за ними ухаживали сестры милосердия. С началом первой мировой войны К. м. открыл в помещении гостиницы лазарет на 40 коек. За пациентами ухаживали 17 медсестер и 18 послушниц. Дважды в неделю лазарет посещали врач и 2 фельдшера. На содержание лазарета только с окт. 1914 по окт. 1915 г. обитель истратила 5148 р. 25 к., кроме того, приобрела лекарств и медицинского инвентаря на 4 тыс. рублей. Насельницы шили для солдат белье, теплую одежду.

В 1908 г. в К. м. проживали 14 монахинь и ок. 70 послушниц. В апр. 1915 г. обитель возглавила игум. Олимпиада II (Вербецкая (Вербицкая); 1875 - 2 июня 1938). Она поступила в К. м. в 1904 г., 17 мая 1915 г. Полтавским и Переяславским еп. Феофаном (Быстровым) пострижена в монашество, 2 марта 1916 г. возведена в сан игумении. Мать настоятельницы, Мария Федоровна, в 1917 г. приняла постриг в К. м. с именем Афанасия, отец скончался в схимническом постриге в одном из киевских мон-рей.

В авг.-сент. 1917 г. крестьяне Бригадировской и Хорошковской волостей самовольно захватили 97 дес. монастырской земли. В нач. 20-х гг. XX в. земли и часть имущества монастыря национализировали. Осенью 1929 г. К. м. был закрыт, постройки переданы совхозу «Комбикорм» и школе. В Богородице-Рождественском соборе устроили театр, мрамор с иконостаса использовали для хозяйственных нужд, отдельными его кусками мостили дорожки во дворе; на иконных досках с оборотной стороны писали портреты передовиков производства. В 30-х гг. ХХ в. в келейном корпусе находились школьные классы, в др. постройках - амбулатория, больница, электростанция, общежитие для служащих, столовая и т. д. В это же время в одном из монастырских помещений размещалась редакция газеты, в к-рой начинал работать буд. писатель Олесь Гончар (Ɨ 1995). Считается, что впечатления от Богородице-Рождественского храма нашли отражение в его романе «Собор» (1968) и др. произведениях.

По преданию, перед упразднением К. м. на образе Божией Матери, находившемся на монастырских св. воротах, выступили «кровяные слезы». Власти, чтобы не распространялись слухи о чуде, принуждали игум. Олимпиаду II подписать документ с утверждением: на иконе краска, а не кровь. За отказ поставить подписи свящ. Илиодор Данилевский, инокиня Феофания (Зонова (Зон) Елизавета Васильевна) и послушница Анна Николаевна Богаевская были сосланы на Урал. Мон. Феофанию вскоре освободили, свящ. Илиодор вернулся из ссылки в 1931 г., а судьба Богаевской неизвестна. Ок. 1930 г. игум. Олимпиада с сестрами переселилась в скит Обиток, настоятелем и духовником к-рого стал архим. сщмч. Александр (Петровский; впосл. архиепископ Харьковский). В 1932 г. скит был закрыт, архим. Александр уехал в Киев. В 30-х гг. XX в. игум. Олимпиада нек-рое время тайно квартировала у знакомых в Полтаве на ул. Фрунзе, 27 февр. 1938 г. была арестована Полтавским областным управлением НКВД по сфабрикованному делу об «участии в антисоветской фашистской повстанческой организации», 18 марта отправлена в тюрьму. 23 апр. 1938 г. над игуменией и др. бывш. церковнослужителями, арестованными в февр.-марте, состоялся суд. Игум. Олимпиада и еще ок. 40 чел. Особой тройкой УНКВД по Полтавской обл. были привлечены к уголовной ответственности по статьям 54-8, 54-10 (ч. 1) и 54-11 УК Украинской ССР. 2 июня 1938 г. игумения была расстреляна, 22 июня 1990 г. решением прокуратуры Полтавской обл. реабилитирована «из-за отсутствия состава преступления».

С кон. 1939 г. на территории К. м. размещалась временная тюрьма, в к-рой содержались, в частности, плененные в сент. 1939 г. польские офицеры, заключенные из Молдавии и с Буковины. Под сводами храма в неск. ярусов располагались деревянные нары. В авг. 1941 г. заключенных спешно вывезли на восток, а освободившееся помещение заняли части Красной Армии и 692-я база аэродромного оборудования.

С сент. 1941 г., после захвата Козельщины нем. войсками, в монастырском соборе размещался главный штаб 1-й танковой группы оккупантов. Вероятно, в кон. того же года К. м. был открыт, настоятельницей стала мон. Феофания (Зонова), проживавшая после ссылки в г. Кременчуг. 23 дек. 1942 г. Полтавский и Кременчугский еп. Вениамин (Новицкий) возвел мон. Феофанию в сан игумении. В обитель перенесли список с Козельщанской иконы. Насельницам передали часть келейного корпуса с Преображенской ц., в к-рой с зимы 1942/43 г. совершались богослужения. В левой части корпуса размещалась Козельщинская общеобразовательная школа. В период оккупации в К. м. проживали до 100 послушниц и монахинь. По воспоминаниям очевидцев, молодые девушки приходили в обитель, чтобы избежать вывоза на каторжные работы в Германию. 25 сент. 1943 г. Козельщина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Некоторое время в монастырском корпусе располагались и кельи сестер, и классы Козельщинской средней школы.

9 февр. 1949 г. Исполнительный комитет Полтавского облсовета депутатов решил «просить Совет Министров УССР» о закрытии мон-ря. 22 апр. того же года Совет Министров УССР принял постановление «об освобождении помещений Козельщанской средней школы Полтавской области, занятых монахинями под монастырь». 2 июня, в день праздника Вознесения Господня, К. м. был закрыт, игум. Феофанию и большую часть сестер переселили в Николая Чудотворца Лебединский женский монастырь. Здесь инокини хранили чтимый список с Козельщанского образа. Когда в 60-х гг. XX в. Лебединская обитель была закрыта, монахини перевезли икону в Красногорский Покровский мон-рь. Неск. козельщинских сестер проживали и в полтавской Крестовоздвиженской обители. Помещение Богородице-Рождественского храма К. м. было передано совхозу. Считается, что собор сохранился от разрушения благодаря заступничеству Ф. Т. Моргуна, 1-го секретаря Полтавского обкома Украины.

6 марта 1990 г., в день празднования Козельщанской иконе, в Богородице-Рождественском соборе впервые после закрытия К. м. состоялось богослужение, которое возглавил благочинный Кременчугского окр. прот. Петр Кучерук. Настоятелем храма был назначен свящ. Петр Дурко. В 1992 г. при содействии архим. Антония (Кузнецова), знавшего игум. Феофанию, в К. м. прибыли козельщинские насельницы, выжившие после репрессий 30-х гг. ХХ в.; старшей сестрой новооткрывшейся общины назначена мон. Ираида (Кравцова). Гомельский еп. Аристарх (Станкевич) и архим. Антоний пожертвовали общине церковную утварь. В том же году по инициативе благочинного Кременчугского окр., в составе к-рого были приходы Козельщинского р-на, община получила статус мон-ря. Осенью 1992 г. мон. Ираида была возведена в сан игумении. После кончины 22 июня 1996 г. игум. Ираиды К. м. возглавила игум. Серафима (Новомодная; с 2005 на покое; † 2011), в авг. 2005 г.- игум. Варсонофия (Семенюк).

Считается, что чудотворная Козельщанская икона после 1932 г. была вывезена игум. Олимпиадой II из закрытого К. м., затем хранилась в домах верующих. 23 февр. 1993 г. чудотворная икона (или ее список) была возвращена в обитель. К 2014 г. восстановлены Богородице-Рождественский собор, Преображенская ц. и другие монастырские постройки.

Ист.: Николай II, имп. Дневник. Берлин, 1923. П., 1980. С. 147.
Лит.: [Выписка из протокола заседания Физико-мед. об-ва] // Моск. вед. 1881. 16 марта; Ковалевский А. Ф. Путешествие богомольца в Козельщину и в Киев // ДЧ. 1883. Авг.-Дек. (переизд.: М., 1884); Гаврилков С. Ф., прот. Козельщанский образ Божией Матери. Полтава, 18859; [он же]. 4 июня 1886 г., или день открытия при Козельщанской Рождество-Богородичной ц. жен. общины, и слово на литургии по сему случаю в той же церкви произнесенное. Полтава, 1886; СУРП. 1885. № 57; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода по ведомству православного исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С. 190; Открытие школы при Козельщанской общине в Полтавской губ. // ПрибЦВед. 1889. № 2. С. 42; Козельщанский Рождество-Богородичный мон-рь Полтавской епархии. М., 1895; Цельбоносная Козельщанская икона Божией Матери / Сост.: А. И. Корольков. М., 1895; Козельщанская икона Божией Матери. М., 1900; Волынец А., псевд. (Липранди А. П.). Божий уголок // Моск. вед. 1903. № 166. 19 июня; Павловський И. Ф. Описание архивов Полтавской губ. Полтава, 1915. С. 32; Вечная память почившим!: [Феофания (Зонова), игум., бывш. настоятельница Козельщанского мон-ря Полтавской епархии] // ЖМП. 1969. № 6. С. 21; Полтавщина: Енцикл. довiдник. К., 1992; Жук В. Н., Сердюк Г. Д. Перлина Козельщини: Сторiнки з iсторiï Козельщинського Рiздва-Богородицi жiночого мон-ря. Полтава, 20042; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 206-207; Предание о Козельщанской иконе Божией Матери // Правосл. духовный вестн. 2012. Янв.-июнь. № 1-2(61-62).
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Козельщинский (Козельщанский) в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь (Кременчугской и Лубенской епархии УПЦ)
См.также:
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковской и Богодуховской епархии
БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)
БОЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Черновицкой и Буковинской епархии